Аудиторская фирма ОЛГА АУДИТ



  НОВИНИ КОМПАНІЇ
  НОВИНИ

RSS від ОЛГА Аудит



Аудиторська фірма ОЛГА Аудит - новини законодавства

Зміни в Податковий Кодекс України: оподаткування доходів фізичних осіб.


?зменения в Налоговый Кодекс Украины: налогообложение доходов физлиц.

Закон № 4661-Vi от 24.04.2012г., вступил в силу с 28.04.2012г.  Этим Законом в т.ч. внесены изменения в НКУ, и касаются они в основном двух аспектов:

(1)    Уточнение базы налогообложения для дохода в целях удержания НДФЛ

Новая формулировка пункта 167.1 НУ, на мой взгляд, больше не оставляет сомнений относительно формулы расчета базы налогообложения для удержания НДФЛ касательно выплат, относящихся к фонду заработной платы..

?так, зафиксировано, что:
167.1. Ставка податку становить 15 відсотків бази оподаткування щодо доходів, нарахованих (виплачених, наданих) (крім випадків, визначених у пунктах 167.2 - 167.5 цієї статті), у тому числі, але не виключно у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв'язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами; виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграш гравця (учасника), отриманий від організатора азартної гри.

Т.е. 15% применяются к базе налогообложения, а дальше в этом первом абзаце указано, какие доходы должны учитываться при расчете 15%. Во втором абзаце этого пункта уже идет ссылка откуда и как берется база налогообложения, а именно:
Якщо база оподаткування, яка визначена з урахуванням норм пункту 164.6 статті 164 цього розділу щодо доходів, зазначених в абзаці першому цього пункту, в календарному місяці перевищує десятикратний розмір мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня звітного податкового року, до суми такого перевищення застосовується ставка 17 відсотків";

Соответственно обращаемся к пункту 164.6:
164.6. Під час нарахування доходів у формі заробітної плати база оподаткування визначається як нарахована заробітна плата, зменшена на суму єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування, страхових внесків до Накопичувального фонду, а у випадках, передбачених законом, - обов'язкових страхових внесків до недержавного пенсійного фонду, які відповідно до закону сплачуються за рахунок заробітної плати працівника, а також на суму податкової соціальної пільги за її наявності.
При нарахуванні доходів у вигляді винагороди за цивільно-правовими договорами за виконання робіт (надання послуг) база оподаткування визначається як нарахована сума такої винагороди, зменшена на суму єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування.

На мой взгляд, все достаточно просто и понятно. База налогообложения определяется как сумма дохода за минусом страховых взносов. После того, как база определена, идет сравнение с 10 размерами минимальной заработной платы, после чего идет соответствующее налогообложение.

Следует отметить, что такой же алгоритм налогообложения был заложен и в предыдущей редакции НКУ. Однако неточность в формулировках позволила налоговому органу по иному трактовать положения НКУ, что фактически привело на большинстве предприятий к иному алгоритму расчета НДФЛ на практике. Как отреагирует налоговый орган на произошедшие изменения – думаю согласиться с приведенной выше позицией, но об этом можно будет узнать после того, как мнение будет озвучено. А пока каждое предприятие самостоятельно решает, вносить или не вносить изменения в расчет НДФЛ с учетом произошедших изменений в НКУ.

К сожалению, несмотря на изменения в НКУ в части уточнения базы налогообложения один вопрос случайно или не случайно не был затронут.
Речь идет о порядке налогообложения выплат, не относящихся к составу заработной платы, с которых также удерживается единый социальный налог. В первую очередь, вспоминается оплата больничных листов (листков нетрудоспособности). Данные выплаты не относятся к составу заработной платы, в связи с чем формально пункт 164.6 нельзя применить к таким выплатам. Если данный пункт нельзя применить к подобным выплатам, остается общее правило исчисления базы налогообложения, заложенное в пункте 164.1 НКУ, в котором ни слова нет об уменьшении базы налогообложения на сумму ЕСВ по прочим (не зарплатным) выплатам. Поэтому вопрос, уменьшать ли базу налогообложения на сумму ЕСВ в части оплаты листов нетрудоспособности, на мой взгляд, остается открытым.

Конечно же хочется полного упрощения в определении базы налогообложения при налогообложении всех выплат, выплачиваемых от налогового агента в пользу плательщика налога (все начисления минус весь единый социальный налог) , однако, формально, на мой взгляд, это не так. Будем ожидать соответствующих положительных разъяснений от авторов Закона.

(2)    Декларирование доходов граждан
Несколько изменен подход к обязательному годовому декларированию доходов физическими лицами -  данную норму необходимо изучить, но увязка теперь не только на количестве агентов, от которых получены доходы, прямо определенные в подпункте є) пункта 176.1, но и на годовом размере таких доходов, который должен превысить 120 размеров минимальной заработной платы на 01 число года.

Рекомендую ознакомиться с Законом в полном объеме.
                
Также, обращаю Ваше внимание, что недавно ВС Украины были приняты 2 Закона, которыми также вносятся изменения в НКУ.

Один из Законов (регистрационный номер 9661-д,  http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=42608 ) вносит изменения в разные статьи и разделы НКУ и касается многих аспектов в области налогообложения. Большая часть норм данного Закона вступит в силу (если Закон будет подписан Президентом) с 01 июля 2012 года. Кстати, очень надеюсь что после вступления в силу данного Закона все административные и судебные споры относительно переносов убытков (затрат), сформированных предприятиями на 01.01.11г. будут завершены в пользу налогоплательщиков, т.к. данным Законом, во первых, законность переноса убытков фактически подтверждена, во вторых, Законом предусмотрены новые правила переноса убытков на периоды 2012 года и следующих годов..


Второй Закон (регистрационный номер 9744, http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=42378 ) направлен на создание льготного режима налогообложения для одной из сфер (направлений) деятельности  – программистов.  

Анализ упомянутых Законов будет нами проведен в ближайшее время.


Вгору
Підписатися на стрічку новин RSS від ОЛГА Аудит

Всі новини


  ПОСЛУГИ
   КОМПАНІЇ

   ПАРТНЕРИ

БИЗНЕС-ИНФОРМ - Internet 
каталог фирм, предприятий, товаров и услуг Украины




Консалтингова група ОЛ.Консалтинг. Аудит, юридичні послуги, консультації, проведення аудиту, звіт, бухгалтерскі послуги, консалтинг, аутсорсинг м. Київ